"Алматы облыстық білім басқармасы" мемлекеттік мекемесі "Жамбыл атындағы Ұзынағаш кәсіптік колледжі" MKҚK
0
Психолог

 

 

Калыгулова Наталья Темирхановна 

 

  1. Общие положения

 

1.1    Настоящая должностная инструкция разработана на основе Закона Республики Казахстан «Об образовании», квалификационных характеристик должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц, утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 февраля 2008 года № 61. При составлении инструкции учтены Правила аттестации педагогических работников, утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 9 апреля 2008 года № 181. 

 

1.2   Педагог-психолог назначается и освобождается от должности приказом директора колледжы. На период отпуска и временной нетрудоспособности социального педагога его обязанности могут быть возложены на педагога, имеющего соответствующую подготовку или педагога-психолога иной школы. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.

 

1.3    Педагог-психолог должен иметь высшее профессиональное образование по специальности «Психология» или высшее медицинское, педагогическое образование с дополнительным образованием, полученным на специальном факультете по специальности «Практическая психология».

 

1.4  Педагог-психолог подчиняется непосредственно директору школы.

 

1.5  Педагогу-психологу непосредственно подчиняются классные   руководители.

 

1.6  В своей деятельности педагог-психолог руководствуется Конституцией и законами Республики Казахстан, актами и указами Президента Республики Казахстан, решениями Правительства Республики Казахстан, областного Управления образования, акимата, городского отдела образования, правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и иными правовыми актами (в том числе Правилами внутреннего распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором.

 

1.7   Педагог-психолог должен знать Конституцию Республики Казахстан, Закон Республики Казахстан «Об образовании», «О правах ребенка в Республике Казахстан», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», основы педагогики и психологии.

 

  1. Функции

  

Основными направлениями деятельности педагога-психолога являются:

 

2.1  осуществление профессиональной деятельности, направленной на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся в процессе воспитания и обучения;

 

2.2   содействие охране прав личности в соответствии с Конвенцией по охране прав ребенка

 

  1. Должностные обязанности

  

Педагог-психолог выполняет следующие должностные обязанности:

 

3.1   способствует гармонизации социальной сферы учреждения осуществляет превентивные мероприятия по профилактики возникновения социальной дезадаптации;

 

3.2. определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся и принимает меры по оказанию различного вида психологического помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной);

 

3.3.   выявляет причины отклоняющегося поведения у обучающихся и проводит коррекционную работу;

 

3.4.   оказывает помощь родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем;

 

3.5.   проводит психологическую диагностику различного профиля и  предназначения;

 

3.6. составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации воспитателей, а также родителей (лиц, их заменяющих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся;

 

3.7  ведет документацию по установленной форме и использует её по  назначению;

 

3.8. участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности обучающихся;

 

3.9. осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных обучающихся, содействует их развитию и поиску;

 

3.10. определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии обучающихся, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию;

 

3.11. формирует психологическую культуру воспитанников, педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуру полового воспитания;

 

3.12.  консультирует работников школы по вопросам развития данного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности воспитанников, педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих);

 

3.13. осуществляет мониторинг по изучению профильной ориентации, мотивации педагогических кадров к введению предпрофильной подготовки и профильного обучения;

 

3.14. участвует в комплектовании профильных группов на основе психолого-педагогической диагностики.

 

  1. Права

 

Педагог-психолог имеет право в пределах своей компетенции:

 

4.1  самостоятельно выбирать формы и методы работы с обучающимися и планировать её исходя из общего плана работы и педагогической целесообразности;

 

4.2   участвовать в работе Педагогического совета;

 

4.3   на защиту профессиональной чести и достоинства;

 

4.4    знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку  его работы, давать по ним объяснения;

 

4.5.   повышать квалификацию;

 

4.6.   регулярно поддерживать профессиональные контакты с целью обмена опытом;

 

4.7.  аттестовываться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;

 

  1. Ответственность

  

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважитель­ных причин Устава и Правил внутреннего распорядка шко­лы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нор­мативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за неиспользование предоставленных прав, педагог-психолог несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в ка­честве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

  

5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспита­ния, связанных с физическим и (или) психическим насилием над лич­ностью обучающегося, а также совершение иного аморального про­ступка педагог-психолог может быть освобожден от занимаемой должности в соответ­ствии с трудовым законодательством и Законом Республики Казахстан «Об образовании». Увольнение за данный проступок не явля­ется мерой дисциплинарной ответственности.

  

5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса педагог-психолог привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.

  

5.4. За виновное причинение школе или участникам образователь­ного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнение) своих должностных обязанностей педагог-психолог несет материальную ответственность в по­рядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

 

  1. Взаимоотношения

 

Связи по должности педагог-психолог:

 

6.1. работает по графику составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному директором. На подготовку к индивидуальной и групповой работе, обработку, анализ обобщение, интерпретацию полученных данных и заполнение отчетной документации, а также повышение профессиональной компетентности психолога затраты времени составляют 12 часов в неделю, что не требует обязательного присутствия психолога в образовательном учреждении;

 

6.2. планирует свою работу на каждый учебный год. План работы утверждается директором школы не позднее пяти дней с начала планируемого периода;

 

6.3. представляет директору письменный отчет о своей деятельности объемом не более пяти машинописных страниц в течение 10 дней по окончании учебного года;

 

6.4.получает от директора колледжы информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;

 

6.5.    визирует приказы директора школы по вопросам организации учебно-воспитательного процесса;

 

6.6.   систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогическими работниками школы, родителями;

 

6.7.   ведет документацию, соответствующую его профессиональной деятельности.