Калыгулова Наталья Темирхановна
- Общие положения
1.1 Настоящая должностная инструкция разработана на основе Закона Республики Казахстан «Об образовании», квалификационных характеристик должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц, утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 февраля 2008 года № 61. При составлении инструкции учтены Правила аттестации педагогических работников, утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 9 апреля 2008 года № 181.
1.2 Педагог-психолог назначается и освобождается от должности приказом директора колледжы. На период отпуска и временной нетрудоспособности социального педагога его обязанности могут быть возложены на педагога, имеющего соответствующую подготовку или педагога-психолога иной школы. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.
1.3 Педагог-психолог должен иметь высшее профессиональное образование по специальности «Психология» или высшее медицинское, педагогическое образование с дополнительным образованием, полученным на специальном факультете по специальности «Практическая психология».
1.4 Педагог-психолог подчиняется непосредственно директору школы.
1.5 Педагогу-психологу непосредственно подчиняются классные руководители.
1.6 В своей деятельности педагог-психолог руководствуется Конституцией и законами Республики Казахстан, актами и указами Президента Республики Казахстан, решениями Правительства Республики Казахстан, областного Управления образования, акимата, городского отдела образования, правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и иными правовыми актами (в том числе Правилами внутреннего распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором.
1.7 Педагог-психолог должен знать Конституцию Республики Казахстан, Закон Республики Казахстан «Об образовании», «О правах ребенка в Республике Казахстан», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», основы педагогики и психологии.
- Функции
Основными направлениями деятельности педагога-психолога являются:
2.1 осуществление профессиональной деятельности, направленной на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся в процессе воспитания и обучения;
2.2 содействие охране прав личности в соответствии с Конвенцией по охране прав ребенка
- Должностные обязанности
Педагог-психолог выполняет следующие должностные обязанности:
3.1 способствует гармонизации социальной сферы учреждения осуществляет превентивные мероприятия по профилактики возникновения социальной дезадаптации;
3.2. определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся и принимает меры по оказанию различного вида психологического помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной);
3.3. выявляет причины отклоняющегося поведения у обучающихся и проводит коррекционную работу;
3.4. оказывает помощь родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем;
3.5. проводит психологическую диагностику различного профиля и предназначения;
3.6. составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации воспитателей, а также родителей (лиц, их заменяющих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся;
3.7 ведет документацию по установленной форме и использует её по назначению;
3.8. участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности обучающихся;
3.9. осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных обучающихся, содействует их развитию и поиску;
3.10. определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии обучающихся, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию;
3.11. формирует психологическую культуру воспитанников, педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуру полового воспитания;
3.12. консультирует работников школы по вопросам развития данного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности воспитанников, педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих);
3.13. осуществляет мониторинг по изучению профильной ориентации, мотивации педагогических кадров к введению предпрофильной подготовки и профильного обучения;
3.14. участвует в комплектовании профильных группов на основе психолого-педагогической диагностики.
- Права
Педагог-психолог имеет право в пределах своей компетенции:
4.1 самостоятельно выбирать формы и методы работы с обучающимися и планировать её исходя из общего плана работы и педагогической целесообразности;
4.2 участвовать в работе Педагогического совета;
4.3 на защиту профессиональной чести и достоинства;
4.4 знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
4.5. повышать квалификацию;
4.6. регулярно поддерживать профессиональные контакты с целью обмена опытом;
4.7. аттестовываться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;
- Ответственность
5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за неиспользование предоставленных прав, педагог-психолог несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального проступка педагог-психолог может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Республики Казахстан «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса педагог-психолог привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.
5.4. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнение) своих должностных обязанностей педагог-психолог несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.
- Взаимоотношения
Связи по должности педагог-психолог:
6.1. работает по графику составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному директором. На подготовку к индивидуальной и групповой работе, обработку, анализ обобщение, интерпретацию полученных данных и заполнение отчетной документации, а также повышение профессиональной компетентности психолога затраты времени составляют 12 часов в неделю, что не требует обязательного присутствия психолога в образовательном учреждении;
6.2. планирует свою работу на каждый учебный год. План работы утверждается директором школы не позднее пяти дней с начала планируемого периода;
6.3. представляет директору письменный отчет о своей деятельности объемом не более пяти машинописных страниц в течение 10 дней по окончании учебного года;
6.4.получает от директора колледжы информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;
6.5. визирует приказы директора школы по вопросам организации учебно-воспитательного процесса;
6.6. систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогическими работниками школы, родителями;
6.7. ведет документацию, соответствующую его профессиональной деятельности.